Melnkalnes karaļi
Pjotrs II Negošs.
Viņa mauzolejs attēlots Melnkalnes Sociālistiskās republikas ģērbonī Lovčenas kalna galā.
Весной 1766 года на берегах Адриатики, в черногорской деревне Маина, появился незнакомец, называвший себя Стефаном Малым, и нанялся батраком к Марко Вуковичу, человеку зажиточному и влиятельному. А уже в августе стали стремительно разноситься слухи, что новый батрак — на самом деле, русский царь Петр III, пытающийся найти убежище и покой среди единоверных черногорцев…
Дальше — больше. Батрак Стефан Малый вступает в переписку с венецианским дожем, с русским посланником в Константинополе А. М. Обресковым, с австрийскими и турецкими властями… На сходке черногорских старшин в октябре 1767 года в горном селе Цегличи он был признан "русским царем Петром III", а в конце того же месяца в Цетиньи собралась скупщина, признавшая Стефана Малого не только русским царем, но и государем Черногории, о чем и была составлена надлежащая грамота.
В Черногорию — "разобраться с вором" — был послан сперва советник русского посольства в Вене Г. А. Мерк, а затем, когда его миссия провалилась, генерал от инфантерии Ю. В. Долгоруков. Однако последний, вместо "устранения конкурента", заручился у Стефана Малого "свидетельствами лояльности к России" и отбыл восвояси, подарив на память черногорскому "государю" русский офицерский мундир и обнявшись с ним на прощание…
Тем временем самозваный "Петр III" умело управлял Черногорией. При прокладке осенью 1770 года горной дороги он получил серьезную травму, в результате которой ослеп. Но и тогда, обосновавшись в монастыре Брчели, продолжал править страной — до тех пор, пока осенью 1773 года не был заколот греком Станко Класомуньей, убийцей, подосланным скадарским пашой. Кем был этот человек, до сих пор остается тайной…